ТовароВЭД или кому доверить импортную сделку?

В этой статье Вы найдете ответы на следующие вопросы:

1. Что такое специалист по ВЭД, почему их мало?

2. Почему, начав заниматься ВЭД, компании уходят в «серые» схемы или возвращаются к покупкам у традиционных оптовых поставщиков-импортеров?

3. Как можно работать, имея общие знания в ВЭД, и какие решения есть на рынке?

Ведение внешнеторговых операций и ВЭД требует готовности компаний в организации бизнес процессов и профессиональных знаний сотрудников. Они отличаются от обычных для внутри российского бизнеса.  Речь идет именно о сотрудниках, а не об одном или двух специалистах по таможне и логистике. Потому что ВЭД – это не только поставка и таможня, это целый комплекс вопросов.

Кто такой специалист по ВЭД

Специалист по ВЭД – это ключевая фигура, которая недооценивается во многих компаниях. Он должен разбираться в закупке, т.е. быть товароведом и понимать технологию производства, включая приемку по качеству и технологию претензионной работы. Он обязан разбираться в логистике и таможне, включая разрешительную документацию и требования к ввозу. Он должен знать валютную бухгалтерию и финансовые операции, включая валютные и налоговые риски. Он также должен знать международное торговое законодательство, особенности и законодательство страны производителя. Уметь работать с ВЭД-контрактами, знать документооборот. А также знать менталитет и язык производителя или хотя бы говорить на английском. Такой набор знаний в сочетании с практическим опытом позволяет ему ориентироваться во всех ситуациях, перипетиях законов и правоприменительной практики. Понятно, что знать все это досконально очень сложно. Поэтому для внешнеторгового бизнеса создаются ВЭД-отделы и к нему прикрепляются соответствующие сотрудники из других подразделений.

В задачи специалиста по ВЭД входит управление и организация работы в момент подготовки и заключения контракта и в процессе реализации сделки. Обеспечение и  контроль исполнения функций сотрудниками подразделений компании и подрядчиками, задействованными в поставке. Его функции заканчиваются только спустя три года после получения товара и сдачи всей отчетности по поставке и закрытию сделки, т.е. по уплате налогов и сдаче отчетов во все контрольно-надзорные и фискальные организации.

Одним из важных личностных требований к специалисту по ВЭД является умение принимать решение, брать на себя ответственность и скрупулезность. Малейшая ошибка в информации, передаваемой друг другу исполнителями или в документах, на одном из участков сделки, может привести к серьезным проблемам и расходам на другом и даже на других этапах. Другим – способность делать работу не ожидая и не рассчитывая на помощь со стороны

Зарплаты таких спецВЭДов колеблются на уровне 100-150тыс.руб. в месяц и это стоит того. Но, честно говоря, даже в Москве, где с ВЭДом, в той или иной мере, знаком чуть ли не каждый двадцатый, высоко квалифицированных специалистов единицы, а в регионах мы их вообще не видели.

На кадровом рынке высокий спрос в ВЭД при отсутствии специалистов привел к подмене предложений. Многие кандидаты, называя себя ВЭДовцами, на самом деле, знают или хорошо ориентируются лишь в одной из ее составляющих. Приняв такого человека на работу специалистом по ВЭД, компания, возможно, получит плюс, но только в области его узких знаний. Поэтому все ошибки и проблемы, возникающие в процессе сделки и ведения ВЭД из-за недостатка компетенций, будут им сбрасываться на других сотрудников компании или на подрядчиков, выполняющих отдельные участки в поставке. В первую очередь обвиняются перевозчики и таможенные брокеры, еще проще обвинить во всем таможню. Последнее удобно для всех исполнителей поставки, т.к. таможню проверить невозможно. Директорам, в силу своих общих компетенций и недостатка времени углубиться в ВЭД, сложно  разобраться, где и в чем первопричина проблем. Поэтому аргументы истинного виновника будут для него убедительны.

Дефицит квалифицированных спецВЭДовцев – сегодня огромная проблема для бизнеса. Многие ее ставят даже выше чем возврат НДС при экспортных операциях.

Как и почему это произошло?

Исторически сложилось так, что огромный дефицит квалифицированных специалистов  создали своими услугами «серые» и «черные» таможенные брокеры. Они настолько «упростили» ВЭД и поставки, что бизнесу осталось только давать деньги и говорить:  что, откуда и куда привезти. Профессиональные знания и опыт уже стали не нужны. Брокеры договаривались с таможней, изготавливали любые документы и контракты, меняли их на границе. Сотрудникам компаний достаточно было поверхностно разбираться в оформлении и знать к какому брокеру обратиться. Связи и знание таких брокеров преподносились, как профессионализм, а работодатели оценивали их лишь с точки зрения стоимости и скорости прохождения таможни.

Схемы становились сложнее, а владельцы и директора компаний, занимаясь основным бизнесом, все дальше отходили от ВЭД и таможни. Их интересовали только расходы в точках под названием «доставка» и «таможня», на все остальное внимание не обращалось. Впрочем это было понятно – экономия на таможне и платежах составляла от 10 до 40тыс.$, а непредвиденные расходы на урегулирование от 3 до 10тыс.$. СпецВЭДы добивались экономили любыми способами и ввергали компании в еще большие правонарушения. Их азарт рос, росла и зависимость предприятий от них. Уволить их было уже опасно т.к. компании серьезно замазывались перед законом. В некоторых дело дошло до того, что специалисты по ВЭД и таможне диктовали свои условия работодателям и даже требовали долю. Иногда уходя, они тут же создавали свой аналогичный конкурирующий бизнес.

Применение «серых» таможенных и финансовых схем, в сочетании с оффшорами, фирмами-однодневками, сделали свое дело и среди бухгалтеров. Знания и опыт валютных операций, валютного налогового учета и законодательства, у кого они еще имелись, были постепенно уничтожены. Бухгалтеры ушли от ВЭД и стали работать, сваливая все основные моменты на подставные компании-однодневки и однодневных импортеров «серых» брокеров. Качество подготовки валютных бухгалтеров и в учебных заведениях сегодня значительно ухудшилось. ВУЗовская система их обучения отстает от практики и рыночных изменений. То же самое можно сказать и про юристов-международников.

Проблема профессионализма имеет место быть и в самих таможенных и налоговых органах. Большое количество предписаний и штрафов носит ошибочный характер, но доказать этого можно только через суд. (О правосудии говорить не будем). Это как на войне. Даже небольшая ошибка участника ВЭД используется таможней и налоговиками для нанесения участнику ВЭД максимального финансового урона, вплоть до полного и безоговорочного его уничтожения. Участник рынка лишен презумпции невиновности и не может оперативно исправить свою же ошибку без уничтожающего наказания.

В течение последних лет в законах и в деятельности госорганов, связанных с ВЭД, произошли серьезные изменения. Ужесточились проверки и наказания, повысились штрафы, усилилась ответственность бизнеса. Изменились пошлины, процедуры таможенного оформления и сама система работы ФТС и финансовых органов. Все это и кризисная ситуация повлияли на переход бизнеса к прямым контрактам с зарубежными поставщиками и переход на «белые» схемы импортных поставок. Начав обеляться, компании попали под прицел контрольно-надзорных, таможенных и фискальных органов.  Бизнес оказался между двух огней. С одной стороны риски и потери от «серых» схем уже не оправдывают той экономии и безопасности, которую давали раньше. С другой стороны ВЭД в «белую» несет в себе такие же проблемы и риски из-за ошибок и отсутствия грамотных специалистов.

Сегодня учить ВЭДу сотрудников по-прежнему негде. Обучающих программ для специалистов по ВЭД, которые должны знать закупки, таможню, логистику, финансы, право, налоги,  чтобы качественно управлять поставками и реализовывать сделки - нет.

Что же делать и что предлагает рынок?

Пока только два варианта. Первый - искать, перекупать друг у друга или учить на своих ошибках. Второй, не тратить время и силы, воспользоваться услугами «ВЭД-аутсорсинга». Профессиональные и грамотные услуги в сфере ВЭД можно также найти под названиями  «Внешнеторговый агент», «ВЭД-агент», «ВЭД-оператор» или «Экономический оператор», «Услуги импортера» или «Услуги участника ВЭД» и прочее. Эти услуги предлагаются ВЭД-операторами, работающими в «белую», и конечно же предпринимателями, известными, как «серые» брокеры. Вполне понятно, что последние предпочитают говорить, что они все делают по закону, что они самые умные и работают по отлаженной оптимизации.

Что представляют собой законопослушные услуги в сфере ВЭД - расскажу от имени компаний, которые это делают с соблюдением законов и правоприменительной практики, не переходя их грань закона.

Первый вариант (широко распространен в Европе) - использование профессиональных компаний в качестве внешнеторгового агента или ВЭД-агента. В этом случае официальным и формальным держателем ВЭД-контракта в России остается компания заказчика, а мы реализуем всю сделку и выполняем все работы, включая финансовые платежи, по его поручению и доверенности. Им передаются логистика, таможня, в комплексе добавляют закупку, финансовые операции и прочее. Большая часть рисков и ответственности по ВЭД в этом случае передается им, как агентам, но определенная часть ответственности по сделке остаëтся на заказчике, как официальном держателе контракта.

Такими услугами пользуются компании, которым принципиально важно сохранить прямые юридические отношения с производителем. Обычно это необходимо при поставках с большим уровнем ответственности производителя или многолетним сроком эксплуатации продукции. Например, покупка крупных производственных линий, требующих шеф-монтажа и постобслуживания, важных высокотехнологичных комплектующих и агрегатов, или при контрактах, связанных с переработкой продукции за рубежом.

Второй вариант (самый удобный для участников рынка) – передача ВЭД-оператору функции импортера или экспортера по своей сделке. Вы используете его в качестве аутсорсера для ведения ВЭД. По сути, вы разбиваете свою сделку на две части. Одна международная, другая внутри российская. В стык вставляете ВЭД-оператора, который будет исполнять все функции импортера или экспортера. Контракт и договор полностью идентичны, что позволяет заказчику контролировать и управлять своей сделкой от начала и до конца. Становясь формальным держателем контракта, с одной стороны, ВЭД-оператор принимает на себя все обязательства и ответственность перед Вами и Вашим партнером по контракту. А с другой стороны, на него автоматически перекладывается вся ответственность по ВЭД-сделке перед таможенными, валютными, фискальными и другими  контрольно-надзорными органами России. Покупатель груза (заказчик) по факту управляет своей ВЭД-сделкой, а по формальным признакам и де-юре не участвуете в ней. Он приобретает свой товар за рубли у оператора уже на территории России. Это дает ему возможность переложить на него все риски и заботы, и спокойно заниматься своим основным бизнесом. Таким образом, Покупатель импорта нанимает готовое профессиональное подразделение ВЭД, которое берет на себя все заботы и всю ответственность. Остается только мечтать.

При крупных или многолетних поставках, создается совместное с заказчиком предприятие, обеспечивающее ВЭД и реализацию исключительно его ВЭД-сделок и поставок. По такому варианту поставок в Россию сейчас работают практически все зарубежные производители автомашин. В рамках такого решения, Заказчик назначает своего директора, который контролирует все операции, а ВЭД-оператор ведет контракт, закупку, доставку, таможню, весь ВЭД, бухгалтерскую и налоговую отчетность, обеспечивает юридическую поддержку и работает с проверками. Т.е. делает ВЭД и поставку «под ключ».

Нужен ли будет бизнесу специалист по ВЭД.

Несмотря на появление комплексных услуг в сфере ВЭД, необходимость в своем специалисте по ВЭД не отпадает. Кто же будет контролировать заключение и выполнение сделки, осуществлять контакты и контролировать работу, принимать решения по непредвиденным моментам и т.д? Его роль остается неизменной, но снижаются требования к уровню квалификации, а другие подразделения освобождаются от обеспечения ВЭД. Таких специалистов уже проще найти на рынке, и они дешевле. Их  вырастили «серые» брокеры, и их остается только немного доработать, но это уже сделает сам внешнеторговый агент или ВЭД-оператор.

 Сергей Шкарупа,

Генеральный директор ГК "Санна"

 

Заказ