Вес брутто - масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто. 

Вес нетто - масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки. 

Ветеринарные и санитарные свидетельства - документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.

Габариты - основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д. 

Груз - перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. 

Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. 

Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе. 
Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. 

Договор перевозки - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец - оплатить установленную провозную плату.

Коммерческий акт - документ, составляемый перевозчиком или его представителем в удостоверение факта недостачи, повреждения или порчи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер ущерба; имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.  

Кросс-докинг (от англ. cross-docking - от cross - идущий напрямую и dock-док, причал, стыковка, соединение) - это логистическая операция внутри цепочки поставок, при которой отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. 
Услуга кросс-докинга проводится в один или два этапа. При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенной торговой точке, и груз проходит через склад как отдельный заказ без изменений. Услуга двухэтапного кросс-докинга предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар на складе можно делить на группы (каждая из которых доставляется в торговую точку) или собирать в единый блок (логистическую единицу) вместе с другими частями этого же заказа. Хранение товара на складе при использовании двухэтапного кросс-докинга также исключается. Логистическая услуга кросс-докинга позволяет существенно увеличить скорость доставки и сократить издержки, связанные с арендой складских помещений.

Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до предприятия. Наука логистика — об управлении товародвижением.

Логистические услуги  - это целый комплекс мероприятий от закупки до транспортировки и хранения продукции. Это также управление соответствующими потоками информации, и финансовыми потоками в том числе.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или МП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) либо нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Логистический канал - частично упорядоченное множество, состоящее из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т. д.

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистическая цепь - линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов складов общего пользования и т.п.), осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или до конечного потребителя.

Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.

"Навалом" - бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары применяется термин «насыпью».

Негабаритный груз - грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.

Опасные грузы (ADR)http://www.sanna-group.ru/term.html - изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности или имущества и которые классифицированы.

К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту "особо опасные грузы":

  • Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4, 1.5 и 1.6;
  • Радиоактивные вещества класса 7;
  • Не воспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные; 6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18С ядовитые;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18С до плюс 23С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18С до плюс 23С ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50С с опасностью разрыва упаковки;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, Самовозгорающиеся и ядовитые;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
  • Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50С;
  • Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50С;
  • Органические пероксиды взрывоопасные;
  • Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
  • Органические пероксиды едкие для глаз;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
  • Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23С;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23С, но не более 6ГС;
  • Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23С до 61С;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23С;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24С до 61C;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Перевозчик - лицо, которое по договору перевозки осуществляет или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства. 

Претензия - требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами и обычаями, существующими в данной стране или порту. Право на предъявление претензии имеют отправители и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления, в котором должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; содержание требований, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в подлиннике. 

Срок поставки - оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю. 

Срок доставки груза - период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза. 

Сроки хранения грузов - время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

Таможенные риски – риски ответственности Страхователя за уплату таможенных пошлин, налогов в случае не доставления товаров, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита, в определенное таможенным органом место, их выдачи или утраты.

Штриховой код, бар - комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

3PL (Third Party Logistics), или логистика третьей стороны. 
Этот термин применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь, по сути, синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис, может назвать себя 3PL-провайдером. Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс оказываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется современный логистический аутсорсинг, известный как 3PL. Таким образом, чтобы называться 3PL-провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.

 

Заказ