Для постоянных клиентов скидка на междугородние перевозки 15%
 

Обзор российского рынка мороженого

Исследования информационно-аналитической компании WS

Наверное, самым распространенным и самым любимым десертом для многих из нас является мороженое. Богатый ассортимент продукции, предлагаемый сейчас рынку как отечественными, так и зарубежными производителями, позволяет каждому найти лакомство по вкусу. В преддверии лета, солнца и жары рассмотрим, какова сейчас ситуация на российском рынке мороженого.

Объем производства мороженого по итогам 2013 года составил 372,2 тысячи тонн. Это на 3,6% меньше по отношению к 2012 году, когда было произведено 386,3 тысячи тонн. В первом квартале 2014 года российскими производителями было выпущено 73,7 тысячи тонн мороженого — на 2,1% больше, чем годом ранее (рис. 1). Динамика производства имеет вполне объяснимый сезонный характер — при 25-30-градусной жаре холодного десерта хочется больше, чем при морозе в -15.

Динамика производства мороженого

Несмотря на внушительные объемы отечественного производства мороженого, российский рынок открыт для иностранных производителей. В 2013 году, по данным ФТС России, на территорию России было ввезено 10,6 тысячи тонн мороженого на сумму $ 43,2 млн. По отношению к 2012 году импорт вырос как в натуральном, так и в стоимостном исчислении, — соответственно на 28,9 и 30,4%. В текущем году рост объемов продолжается (рис. 2).

Динамика импорта мороженого

Так, по итогам первого квартала, импорт мороженого составил 2,3 тысячи тонн (+28,6% к январю-марту 2013 года) общей стоимостью $ 9,1 млн (+17,9%). Динамика импорта мороженого нестабильна, но можно отметить сезонность, легко объяснимую «температурой» продукта: наибольшие объемы закупок приходятся на май и летние месяцы, наименьшие — на зиму.

Динамика средних контрактныхимпортных цене на мороженоеСредняя контрактная цена за килограмм мороженого, приобретенного в 2013 году за границей, колебалась в пределах $ 3,62-4,83 (рис. 3). При этом, сравнивая уровень цен прошлого и предшествующего ему годов, легко заметить очевидную сезонность в динамике цен: осень, зима и ранняя весна не балуют нас низкими ценами, а вот летом импортное мороженое становится значительно дешевле. В начале текущего года отмечается снижение уровня средних контрактных цен — уже в феврале килограмм мороженого стоил меньше $ 4.

По итогам 2013 года, лидером среди стран-производителей импортируемого в Россию мороженого стала Франция, на долю которой пришлось 16,7% поставок (рис. 4). На втором месте расположилась Латвия с долей 12,6% общего объема импорта. Замыкает тройку лидеров Швейцария, доля которой в 2013 году составила 12%. Далее следуют Украина (10%), Испания (8%), Бельгия (7,1%), Польша (5,3%), Германия (5,3%) и еще порядка 18 стран.

В первом квартале 2014 года распределение объемов между странами значительно изменилось. На первом месте обосновалась Сербия с долей 18,5%. При этом объемы импорта мороженого сербского производства за первые 3 месяца 2014 года уже превысили результат этой страны за весь 2013 год. На втором месте расположилась Швейцария, на долю которой пришлось 12,6%. Тройку лидеров замыкает Украина с долей 10,6%. Далее следуют Латвия (9%), Польша (8,1%), Франция (7,6%) и еще 15 стран.

Структура импорта мороженого по странам-производителямОбъемы импорта мороженого ведущих производителей

Среди производителей, продукция которых импортируется в нашу страну, в 2013 году лидирующую позицию заняла компания Nestle (рис.5). Доля импорта компании составила 16,6%. На российском рынке фирма представлена мороженым марок Movenpick и Nestle. На втором месте с небольшим отрывом от лидера расположилась компания Mars Chocolat с долей 16,4%. Основу импорта данного производителя составляет мороженое ТМ Bounty, Snickers, Mars и Twix. Замыкает тройку лидеров Рижский молочный комбинат, на долю которого пришлось 12,4% общего объема импорта. Предприятие предлагает российскому рынку мороженое ТМ Banana Stick, Eklselence, Pols и Nu Fruit. На четвертом месте, по итогам 2013 года, расположилось ООО «Ласунка» (Украина), основу импорта которого составляет мороженое с одноименным названием. Доля этого производителя составила 10%.

В первом квартале 2014 года лидером среди производителей, продукция которых поставляется в РФ, осталась компания Nestle. Причем ее доля стала более солидной — 35,6%. Второе место досталось компании «Ласунка», получившей долю в 10,6%. Третье место осталось за Рижским молочным заводом — его доля составила 8,9%.

Экспорт мороженого по итогам 2013 года составил 4 тысячи тонн на сумму $ 15,2 млн (рис. 6). По отношению к 2012 году объемы продаж за рубеж выросли — в натуральном и стоимостном выражении соответственно на 9,2 и 8,6%. По итогам первого квартала 2014 года объем экспорта составил 560,2 тонны мороженого (+36,% к январю-марту 2013 года) общей стоимостью $ 1,9 млн (25,4%). Динамика экспорта нестабильна и носит сезонный характер в силу специфики продукта — в жаркое время года спрос на мороженое по понятным причинам повышается не только в России.

Динамика экспорта мороженого

В отсутствие в таможенных данных РФ сведений о торговле с Казахстаном, который является основным покупателем российского мороженого, отправляемого на экспорт, лидирующую позицию среди стран-потребителей занимает Монголия. На ее долю по итогам 2013 года приходится порядка 57,8% официального объема экспорта (рис. 7). На втором месте расположилась Абхазия, куда было отправлено 13% всего объема продаж. Замыкает тройку лидеров Азербайджан с долей 7,3%. Далее следуют Украина (6,1%), Киргизия (3,1%), Израиль (2,5%), США (2,2%), Китай (1,8%), Эстония (1,6%) и еще порядка 11 стран.

Структура экспорта

По итогам первого квартала 2014 года доля Монголии выросла до 73,2% общего объема экспорта. На втором месте обосновался Азербайджан с долей 7,4%. На третью строчку поднялась Украина, куда было отправлено порядка 4,1% всего объема экспорта.

Объемы экспорта мороженого ведущих производителей

Лидером среди производителей отправляемого за рубеж мороженого по итогам 2013 года стало ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» (Кемеровская обл.). Предприятие предлагает зарубежным покупателям лакомство под маркой «Снежный городок». Доля предприятия в общем объеме экспорта составила 27,1% (рис. 8). На втором месте расположилось ООО «Лагуна Койл» (Московская обл.) с долей в 10,4%. Основу экспорта данного производителя составило мороженое «Русский холод». Третье место получило иркутское ООО «Ангария» Фабрика мороженого» (ТМ «Ангария»), на долю которого пришлось 7,8%. На четвертом месте с богатым ассортиментом продукции (ТМ «Джемка», «Золотой стандарт», «Русский размах», «Магнат», «Экзо», «Фишка» и другие) и с долей в 6,5% расположилось ООО «Инмар-ко» (Санкт-Петербург). Пятерку лидеров замы¬кает ООО «Фабрика грез» (Нижний Новгород) с одноименным лакомством — доля этого игро¬ка составила 6,3%.

 

Таким образом, по итогам 2013 года видимое внутреннее потребление мороженого составило около 378,8 тысячи тонн. Это на 3,1% меньше, чем годом ранее. В первом квартале 2014 года объемы потребления мороженого выросли, составив 75,4 тысячи тонн против 73,6 тысячи тонн в первом квартале 2013 года (+2,4%). Можно сказать, что число любителей холодного лакомства практически не меняется.

Автор:

Наталья Крылова (аналитик компании WS)

Источник:

"РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК"

Рекламный специализированный информационно-аналитический журнал. 2014 №4 (144)

 

Заказ